11 февр. 2010 г.

Интеграция CRM-системы SugarCRM и UMN MapServer

 
логотипы SugarCRM и MapServerПеред проектом геоКоролёв была поставлена задача по автоматизации учёта земельных участков и платежей владельцев участков в потребительском огородном кооперативе «Оболдино», находящемся на территории городского округа Королёв Московской области.
 
Имея большой опыт в построении городских геоинформационных систем на основе программного обеспечения с открытым исходным кодом (UMN MapServer) и опыт работы с SugarCRM мы решили совместить эти две технологии для получения нового уникального решения, позволяющего существенно облегчить доступ к информации всех заинтересованных лиц, навести порядок в учёте, перейти на безбумажные технологии, повысить прозрачность работы правления кооператива и контроль за расходуемыми средствами.
 
CRM-система SugarCRM широко известное в мире веб-приложение с открытым исходным кодом (Open Source), позволяющее автоматизировать отдел продаж из любой сферы бизнеса. SugarCRM распространяется по лицензии GPLv3 и поэтому является бесплатной, но тем не менее достаточно мощной системой управления взаимоотношениями с клиентами. UMN MapServer является фактически стандартом для построения картографических веб-приложений, имеет огромное количество внедрений по всему миру (но только не в России), успешно конкурирует с такими коммерческими системами как ArcIMS от ESRI и GeoServer, не уступая им в функциональности и масштабируемости, и активно развивается при поддержке NASA и OpenGIS-консорциума.
 
По сути дела, владельцы земельных участков и платежи за аренду земли для кооператива «Оболдино» являются теми же самыми контрагентами и сделками, что и для любого коммерческого предприятия – разница лишь в терминологии. Поэтому SugarCRM идеально подошла для автоматизации деятельности огородного кооператива.
 
снимок экрана главной страницы "Оболдино CRM"
 
Так как пользователи системы это в основном люди старшего возраста и далёкие от коммерческой терминологии, была выполнена специальная локализация английской версии SugarCRM с учётом всей специфики деятельности именно огородного кооператива, которую мы назвали CRM «Оболдино». Так же в процессе кастомизации и настройки системы была значительно упрощена структура самой системы, количество вводимых данных и параметров доступа. Было выполнено разделение всех пользователей системы на 3 уровня: владельцы участков с правами только на просмотр информации, члены правления с правами редактирования платёжной информации и доступа к аналитической части системы и администратор системы с полным доступом ко всем настройкам и данным, который выполняет ввод и редактирование информации. Такое разделение прав доступа в систему позволило укрепить безопасность работы, а так же избавить от лишних настроек и данных тех пользователей, которые и так с трудом общаются с программным обеспечением.
 
CRM «Оболдино» является закрытой системой, доступной только членам кооператива и поэтому мы не можем привести здесь прямых ссылок. Но мы постараемся при помощи снимков экрана и текстовых пояснений показать внешний вид и функциональность этой системы.
 
Каждый владелец участка в огородном кооперативе «Оболдино» имеет в системе CRM «Оболдино» личную карточку, в которой записаны параметры участка (номер сектора, номер участка, количество пользователей, площадь участка), контактные данные владельца (Ф.И.О., телефоны, адрес проживания, место работы, социальные льготы). Каждая карточка владельца участка содержит гиперссылку на план этого участка на интерактивной карте ПОК «Оболдино», сделанной на основе технологии геоКоролёв и UMN MapServer. Обмен данными и их синхронизация между ГИС и CRM происходит автоматически при помощи SOAP-интерфейса. К карточке владельца привязаны контактные данные лиц, через которых можно связаться с владельцем в случае смены контактной информации. Так же к карточке владельца привязаны все платежи, которые этот владелец совершал в прошлом, и будущие запланированные ежегодные платежи. Все платежи разделены на группы (аренда, обслуживание, целевые и т.д.), что позволяет членам правления контролировать неплатежи, планировать на будущее расходы денежных средств, отслеживать структуру доходов огородного кооператива.
 
снимок экрана страницы "Владельцы"
 
В специальном разделе «Документы» собраны все необходимые для документооборота внутри кооператива документы: бланки и образцы заполненных бланков, платёжные квитанции, законодательные акты, устав и др., что позволяет избавить людей от поиска и постоянных вопросов типа: «А как оформить заявку на подключение электричества?». Разработано специальное руководство пользователя системы, выполненное на одном листе А4, и доступное в распечатанном виде в офисе правления кооператива, что, как мы надеемся, позволит людям быстрее начать пользоваться CRM «Оболдино». Помощь по использованию системы доступна и в электронной форме - в виде контекстных подсказок. Для поддержания стандартов ввода информации был разработан регламент для работы оператора CRM «Оболдино».
 
В будущем планируется установка специального защищённого от вандалов электронного терминала, вмонтированного в стену офиса правления кооператива и связанного с CRM «Оболдино», расположенной в Интернет через сети 3G, что позволит приобщить к системе тех пользователей, которые не имеют дома или на работе компьютера с доступом в Интернет.
 
Мы уверены, что подобные системы в будущем будут использоваться как стандарт для учёта денежных потоков в любых географически распределённых сообществах, будь это огородные кооперативы, дачные посёлки или муниципальные образования. Подобные решения поднимают доверие к местной власти, позволяют навести порядок, сократить количество работы по управлению, установить новый уровень качества в обслуживании населения и сэкономить время людей, которое они смогут потратить более продуктивно.
 
А Вам известны примеры подобных решений, внедрённых на территории Российской Федерации? Поделитесь в комментариях. Мы уверены, что для огородных и дачных кооперативов такая система внедрена впервые в России именно в г. Королёв (причём без какой-либо поддержки со стороны государства и муниципальных властей), чем мы можем по праву гордиться. Возможно, что даже на Западе таких примеров наберётся не так уж и много, а ведь это и есть те самые инновации, о которых так много говорится в последнее время, но ничего не делается.