30 нояб. 2012 г.

Как делается печатный вариант карты геоКоролёв и почему один экземпляр карты стоит 11000 рублей


Печатный вариант карты геоКоролёвПечатный вариант карты геоКоролёв, на котором изображён город Королёв, город Юбилейный, посёлок Тарасовский, посёлок Загорянский и Образцово предмет нашей особой гордости. Созданию этого продукта уделяется большое внимание и вкладывается много сил.
История создания печатного варианта карты Королёва началась в момент подготовки к запуску сайта геоКоролёв осенью 2006 года, когда появилась необходимость тщательно проверить разработанную карту перед публикацией её электронной версии. Дело в том, что в напечатанном виде можно отследить гораздо большее количество ошибок, чем при проверке с экрана монитора. Распечатав карту на 54 листах формата А4 и затем склеив их в один лист размером 1,5 на 1,8 метра мы поняли, что получилась очень красивая «картинка», которую не стыдно и презентовать, например Администрации города Королёв после запуска сайта геоКоролёв, тем самым, заявив о серьёзности своих намерений развивать коммерческую геоинформационную систему города. И мы не ошиблись – первый печатный вариант карты вызвал большой интерес и очень нравился всем, кто его видел. Мы стали совершенствовать наш продукт, с целью добиться идеального результата. Но в начале пришлось преодолеть много проблем и многому научиться.
Имея небольшой опыт работы в редакции газеты и подготовки типографских материалов, технический директор проекта геоКоролёв подготовил вариант для отправки в типографию. Вот тут и начались проблемы – оказалось, что с такими размерами печатного листа типографии не работают – стали искать агентство широкоформатной печати, которое смогло бы взяться за такой заказ, но первые несколько фирм, которые мы посетили в Москве сразу отказались работать, увидев макет карты в натуральную величину. Причиной отказов была невозможность выдержать необходимую нам чёткость мелких элементов. На оборудовании, которое используют агентства, выполняются заказы для печати рекламой продукции или плакатов для наружной рекламы, но такие работы содержат достаточно крупные шрифты и фотографические изображения – нам же требовалась печать очень тонких прямых линий (в 1 пункт и менее) и шрифта размером 7 пунктов (малый размер шрифта обусловлен большой плотностью элементов карты, а именно подписями объектов инфраструктуры и нумерацией домов в частном секторе).
В результате мы нашли фирму, директор которой согласился на эксперимент. Пришлось перебрать несколько различных типов бумаги от разных производителей и с разными покрытиями, а так же различные настройки драйвера печати и комбинаций векторных и растровых слоёв карты, прежде чем удалось добиться требуемого качества резкости шрифтов.
Но печать, выполненная с использованием струйной технологии, крайне восприимчива к влаге, поэтому пришлось ламинировать запечатанную поверхность карты, чтобы избежать размазывания изображения при попадании жидкости на карту. На первых вариантах карты использовалась только «холодная» ламинация, но однажды, после участия в выставке на открытом воздухе в летнем образовательном лагере на Селигере обнаружилось, что плёнка начинает отходить от края листа карты. Решением этой проблемы было использование «горячей» ламинации, когда плёнка, как бы, вплавляется в поверхность бумаги. И пришлось снова вернуться к поиску подрядчика, так как у прежнего партнёра не было технической возможности выполнить «горячую» ламинацию. Но к этому моменту было уже известно какие характеристики печатного устройства нужны и какой тип бумаги даёт необходимое качество.
После долгих поисков всё-таки удалось найти компанию, в которой работают настоящие профессионалы, и которые не побоялись взяться за такую печать. Более того, они смогли подобрать другой тип бумаги, который выдерживал «горячую» ламинацию, подходил по качеству печати мелких элементов и был не запредельно дорог. Но с технологией «горячей» ламинации возникла новая проблема – если ламинировать лист только с одной стороны, то возникает скручивание и деформация листа, поэтому пришлось пойти на очередное увеличение стоимости и производить двухстороннюю «горячую» ламинацию. С этой замечательной компанией мы работаем до сих пор – вот уже более пяти лет.
Ещё одно важное свойство печатного варианта карты геоКоролёв – это возможность рисования по карте специальными фломастерами с возможностью последующего стирания этих надписей влажной тканью. Для реализации этой возможности используется более толстая и дорогая плёнка со специальным глянцевым покрытием (иногда мы делаем вариант карты и с матовым покрытием, но такой вариант не имеет возможности для рисования поверх карты). В результате обнаружилась интересная особенность – люди, покупающие карту в основном для украшения кабинета (как правило, это руководители компаний и чиновники – руководители подразделений) покупают исключительно вариант с глянцевым покрытием, потому что он смотрится эффектно, те же кто предполагает работать с картой, т.е. использовать её в своей ежедневной деятельности, выбирают вариант с матовым покрытием из-за отсутствия бликов, которые даёт глянец.
Печать карты производится только под заказ. Перед каждой печатью карта актуализируется и перепроверяется, т.е. заказчик получает карту с самой актуальной информацией – именно по причине устаревания информации на карте (из-за достаточно активного строительства в городе) мы не держим в запасе напечатанных карт.
Размер карты 1,52 на 1,62 метра тоже получился не случайно. Так как карта геоКоролёв очень подробна и насыщенна информацией, она просто становилась нечитаемой на размерах меньше 1,5х1,5 метра. К тому же не хотелось выпускать карту, наподобие тех, что продаются в газетных киосках. Во-первых, не хотелось конкурировать с ними на уже занятом рынке, во-вторых, ценовой диапазон конкурентов не позволял выпустить продукт такого качества, которого мы хотели добиться. А вот больших, подробных, красивых карт не было, да и нет до сих пор, кроме карт нашего проекта.
Возвращаясь к выбору размера печатной карты, надо отметить, что ширина рулона бумаги для струйных плоттеров с необходимым качеством печати равняется 1,52 метрам – плоттеры более широкого формата уже не обеспечивают необходимой резкости мелких элементов. В самом начале длина карты была 1,8 метра, а один раз сделали несколько экземпляров длиной 2,5 метра, но потом выяснилось, что не каждый кабинет, даже «большого начальника», располагает свободной стеной для размещения карты такого размера. Так же опытным путём выяснилось, что длина 1,62 метра не только позволяет хорошо вписать город Королёв, но и в подавляющем большинстве случаев умещается на стенах кабинетов. Ради эксперимента, у себя в офисе мы повесили карту длиной в 6 метров, на которую уместился не только Королёв, но и Мытищи со Щёлково.
карта в офисе геоКоролёв
Технологическая часть подготовки печатного варианта карты выглядит следующим образом:
  • внешний вид чертежа карты полностью подготавливается в программном обеспечении ГИС (цвета заливок, толщины и раскраска линий улиц, размеры значков, вид и расположение подписей к объектам и нумерация зданий)
  • значки объектов инфраструктуры создаются в программе для обработки растровой графики, после чего уже готовые файлы подключаются в программе ГИС в качестве обозначений объектов
  • все подписи расставляются в автоматическом режиме ГИС-программой, за исключением названий улиц, которые подписываются вручную, т.к. автоматическая расстановка не даёт требуемого качества, особенно в районах с очень плотной сеткой улиц (например, Оболдино)
  • легенда к карте создаётся в программе для обработки векторной графики
  • чертёж карты выводится из ГИС-программы в виде растрового файла
  • в программе допечатной подготовки (вёрстки) создаётся уже окончательный вид карты – поверх чертежа карты накладывается файл с легендой, таблица с перечнем улиц и почтовых индексов Королёва и Юбилейного, логотип геоКоролёв, текст об авторском праве и дата подготовки макета
Организационно процесс подготовки печатного варианта карты выглядит следующим образом:
  • актуализация карты (нанесение объектов и изменений, появившихся за последнее время)
  • печать на цветном лазерном принтере формата А4 рабочего варианта для проверки
  • обрезка и склейка в стык 48 листов А4 с одновременной проверкой и исправлением обнаруженных ошибок и недочётов (например: перекрытие кварталов, не очень удачное расположение надписей, слишком плотное подписывание объектов и т.д.)
  • печать на цветном лазерном принтере формата А4 финишного варианта для показа заказчику (потом этот вариант мы оставляем заказчику в качестве дополнительного «бонуса» – такой складной вариант имеет своё преимущество – его можно использовать в дороге или на объектах)
  • допечатная подготовка макета – перевод файла карты в нужное для плоттерной печати цветовое пространство, разрешение, формат файла и запись на носитель для передачи в печать
  • поездка в агентство широкоформатной печати, пробный вывод, подписание договора, оплата
  • поездка в агентство за тиражом, проверка и доставка тиража заказчику
Итого около 7-8 рабочих дней без учёта времени самой печати в агентстве, которое может составлять от 2-х до 5-ти рабочих дней в зависимости от загруженности агентства и количества печатаемых экземпляров (печать и ламинация одного экземпляра занимает около 40 минут).
Факторы, влияющие на рост стоимости печатного варианта карты:
  • современный широкоформатный цветной струйный плоттер
  • высокое разрешение печати
  • качественная плотная бумага со специальным покрытием для цветной струйной печати, оптимизированная под «горячую» ламинацию
  • двухсторонняя «горячая» ламинация глянцевой плёнкой увеличенной толщины
  • длительный процесс подготовки каждого тиража
  • малое количество печатаемых экземпляров
Эти факторы влияют только на себестоимость каждого конкретного тиража и не учитывают затраты на создание самого чертежа карты, сбор информации для карты, администрирование и управление. В результате мы имеем практически идеальный продукт, которым по праву гордимся. Но себестоимость такого варианта пока слишком высока для создания массового продукта.
Печатный вариант карты геоКоролёв используется практически во всех муниципальных учреждениях Королёва: Администрация города Королёва, Комитет образования, Скорая помощь, ГИБДД, УВД, Прокуратура, Горзеленхозстрой, МЧС, Управление гражданской обороны, Теплосеть, Водоканал, Королев-ТВ и других организациях.
карта геоКоролёв
Коммерческая выгода от продажи печатного варианта карты геоКоролёв крайне низка и существенно ниже, чем от продажи рекламы на сайте геоКоролёв с электронной версией этой же карты, доступ к которой совершенно бесплатен. Но печатный вариант карты позволяет распространять информацию о проекте геоКоролёв, там, где другие способы доставки информации не работают, например в муниципальных и государственных структурах, к тому же в этих местах людям привычнее работать с печатной картой, чем с её электронной версией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий